Конференция 2015

Магистерское образование в России и мире: принципы, опыт, проблемы

Конференция, посвященная текущим итогам и проблемам внедрения двухуровневой системы высшего образования в России

Европейский университет в Санкт-Петербурге
10 апреля 2015 года

 

 

 

Оксана Орачева, Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина

Для Фонда важна не только поддержка студентов и преподавателей магистратуры, но и создание среды, самостоятельно формирующей запрос на качественное образование. Это невозможно без обмена передовым опытом, создания партнерств, стремления понять проблемы высшего образования и попыток найти их решения. Работая над этим аспектом, мы поддержали коллег в Европейском университете с идеей провести эту конференцию. Грантовый конкурс Фонда открывает новые возможности для преподавателей магистратуры, программы которых изначально позиционируются как партнёрские, междисциплинарные, инновационные. Программы, ориентированные на выход за пределы университета, объединяющие усилия нескольких вузов, предприятий, учреждений.

 

Владимир Халин, Санкт-Петербургский государственный университет 

Закон об образовании 1992 года, с которого мы начинаем отсчет, давал возможность специализироваться в узких областях, и это было интересно как преподавателям, так и студентам. Кроме того, магистрант имел право сдавать кандидатские экзамены по иностранному языку и философии и уже с этими экзаменами он мог идти в аспирантуру и спокойно заниматься подготовкой диссертации. Первый стандарт нового поколения также позволял отсеивать людей, не обладающих базовым знанием по выбранному направлению подготовки. Так, если человек с направления космонавтики собирался поступать на направление бизнес-информатики, ему нужно было обязательно сдать вступительный дополнительный экзамен. Это было своеобразным ситом. С другой стороны, талантливые бакалавры могли сразу же защищать кандидатские диссертации. И известны успешные примеры этого. Действующий же ныне закон об образовании четко разграничил и структурировал уровни образования. Бакалавры больше не могут защищать кандидатские диссертации, на бюджетные места в магистратуру могут поступать только бакалавры, а аспирантура стала еще одним уровнем высшего образования.

Артемий Магун, Европейский университет в Санкт-Петербурге: 

Зарубежная (болонская) магистратура – это 1 или 2 года, а аспирантура (PhD) – 5 лет. Магистратура обычно платная, но треть денег, заработанных на оплате студентов за обучение, идет на льготы студентам. Например, в США на одного студента в год тратится примерно 10 тысяч долларов.

Еще одна особенность: в США и в европейском болонском стандарте ни магистры, ни бакалавры не защищают никакой особой научной работы, они только сдают экзамены. У нас же остается «экзотика» в виде квалификационной работы.
В США 2% бакалавров, выбирая курсы повышенной сложности, получают магистерский диплом. Ещё один интересный момент касается преподавателей-аспирантов – так называемых teaching assistants. Именно они, аспиранты, проводят со студентами семинарские занятия, поэтому их обучение бесплатно, но самое главное, что они приобщаются к преподавательской деятельности. А вот магистров до этого не допускают.

Почему американские студенты выбирают обучение на PhD в течение 5 лет? Ведь можно, не сдавая трех экзаменов, а сдав только один, получить диплом магистра. Магистры – это незавершенное PhD, поэтому, например, обсуждая программы обмена, интереснее говорить об уровне PhD, а не магистрантах. 

Сергей Рощин, Научно-исследовательский университет Высшая школа экономики:  

Одна из проблем всех наших разговоров в следующем: говоря о многоступенчатом образовании, мы оглядываемся на опыт его постройки в других образовательных системах. Тем самым мы попадаем в ловушку кальки: мы начинаем рассуждать об образовании вне всего остального социально-экономического пространства. Образование не существует само по себе, без конкретных рынков труда, которые реагируют на определенные образовательные сигналы.

Магистратура – это либо движение вглубь (более серьезная подготовка), либо вширь, потому что бакалавриат дает общую подготовку. Важная возможность магистратуры – это возможность сложных траекторий (бакалавриат – одно направление, магистратура – другое). Это формирует более сложные компетенции, формирует комплементарность и может отвечать на индивидуальные запросы отдельных учащихся, а также отвечать запросу рынка на междисциплинарных специалистов.

Что говорят нам опросы с точки зрения интереса студентов к магистратуре? В российских реалиях магистратура не может быть исключительно академической, потому что сейчас не существует академического рынка труда. Он улучшается, но не в массовых масштабах. Академический трек магистратуры не может быть доминирующим. Я не хочу называть его маргинальным, но он должен быть очень и очень ограничен. Нормальные люди в возрасте от 22 до 25 лет (самый расцвет личной жизни и начало карьеры) не будут инвестировать в академическую магистратуру, потому что после этого их ничего не ждет. В массовом порядке, подчеркиваю, не в отдельном. Бывают исключения. Надо осознать, что доминирующей магистратурой стала и будет профессиональная магистратура, а не академическая. Магистратура интересна с точки зрения конвертации бакалаврского диплома по одному направлению в другое. В этом есть много плюсов. Если неудачно выбран бакалавриат или университет, то магистратура дает возможность несколько улучшить ситуацию, получив образование по более интересным и востребованным направлениям. Магистратура может быть ступенью для продолжения обучения в аспирантуре за рубежом и так далее.

Кто предъявляет спрос на магистратуру? Если мы посмотрим на столицы и регионы, то увидим, что студенты региональных университетов гораздо меньше ориентированы на магистратуру. Причем по опросам мониторинга экономики и образования этот тренд растет. Почему? Я думаю, что это отдельный разговор, я не берусь сейчас однозначно объяснять этот тренд. Он может быть связан с различными перспективами на рынке труда и с разным качеством бакалаврского образования.

Есть ли «премия» на магистерский диплом? Да, мы видим около 30% премиальной надбавки по сравнению с бакалавром и специалистом. Зарплата магистров и кандидатов приблизительно равна. И это понятно, мало где в профессиональной среде мы видим отдачу от кандидатской степени, если это не академическая сфера или, например, юристпруденция.

Казалось бы, прошло 20 лет, но мы в начале формирования магистратуры как сигнала для рынка труда, потому что до настоящего момента процент людей, выходивших с дипломом бакалавра, был ничтожен. У студентов этот тренд формируется устойчиво. Если предпочтения работодателей выражены пока слабо, то студенты предъявляют существенный спрос на магистратуру. Принципиальное изменение ситуации произойдет в 2015-2017 годах. А настоящую отдачу магистерских дипломов мы сможем наблюдать с 2018 года. Нужно помнить о возможном риске массовизации магистратуры, тогда отдача от нее будет не такой существенной, как от, скажем, бакалавриата. 

Джонатан Беккер, Бард Колледж, США  

То, что, хорошо делается в США – это хороший уровень бакалавриата, который практически везде построен на принципах либерального образования. В этом виде образования акцент делается на выборе студента и на сочетании широты и глубины, что позволяет преуспевать в жизни. Что касается трудоустройства, то большинство работодателей в США больше ценят фундаментальные навыки (аналитические способности, навыки письма, креативность и способность к обучению в течение всей жизни), нежели узкопрофессиональные знания, содержание которых очень быстро меняется. Теперь о магистратуре: является ли магистратура специфическим этапом обучения? В России магистратура часто трактуется как последняя ступень шестилетнего образования. В США магистратура, в одних случаях, - это первый этап внутри докторской программы. А в других - это скорее способ зарабатывания денег, и тогда она не входит в докторскую программу, а является отдельным направлением обучения.

Сейчас несколько моментов о том, в чём магистерские программы отличаются от аспирантуры (в США - докторантуры), и в чём они успешны. Во–первых, многие магистерские программы ожидают от студентов не столько опыта обучения, сколько опыта работы, жизненного опыта. Обычно студенты делают перерыв между бакалавриатом и магистратурой. Так, на магистерские программы бизнеса, публичной политики и журналистики в Гарварде и Йеле не набирают людей сразу после бакалавриата. Во-вторых, существуют специальности, где магистратура является последней возможной ступенью образования. Например, в сфере искусств: в Барде есть магистратура по кураторским исследованиям, изобразительным искусствам, дирижерскому искусству; а PhD по этим программам вообще нет. Междисциплинарная программа по правам человека - это тоже область, в которой не требуется PhD. Ещё одна важная сфера – это педагогическая магистратура. Она тоже междисциплинарна. Здесь важны прежде всего методики преподавания, но и содержание преподаваемых наук. Что касается программы «журналистика»: если речь идет о журналистике, связанной с экономикой, то человек получает и базу по экономике, и вместе с тем, навыки написания публицистических статей. 

 

 

Организаторы конференции

Благотворительный фонд В. Потанина
Европейский университет в Санкт-Петербурге
НИУ Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге